Реструктуризация долгов ИП, как процедура банкротства

Реструктуризация долгов ИП, как процедура банкротства

В мае 2021 года правительство внесло в Государственную думу законопроект новой редакции закона о банкротстве. Законопроект вводит новую процедуру реструктуризации долгов, а также закрепляет расстановку сил в «банкротной долине» в пользу государства.

Внесенный проект будет принят в ближайшее время, поэтому его важно обсуждать здесь и сейчас. Кредиторам нужно подготовиться к новым правилам работы с просроченными долгами, а должникам исследовать новый путь выхода из кризиса — реструктуризацию.

Модель несостоятельности в России

В новом проекте законодатель вводит новую процедуру — реструктуризацию долгов. Механизмы работы процедуры в основном заимствованы из опыта США. При этом модель несостоятельности в США носит продолжниковый характер, а в России — прокредиторский, но, несмотря на заимствование процедуры, российское банкротное законодательство сохраняет прокредиторский уклон.

Неэффективность существующих в России реабилитационных процедур (внешнего управления, финансового оздоровления)

Законопроект упраздняет процедуры наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления, вместо них вводят процедуру реструктуризации долгов. Исключение из закона процедур финансового оздоровления и внешнего управления особых дискуссий не вызывает — за годы применения они показали свою невостребованность.

Предпосылки для эффективного применения реструктуризации

Чтобы реабилитационная процедура работала, необходимо соблюдение нескольких предпосылок: экономических, юридических и «социально-волевых». Наличие «социально-волевых» и экономических предпосылок спорно, так как в условиях экономической нестабильности кредиторы не заинтересованы в восстановлении деятельности должника, им проще его быстро обанкротить и получить деньги от продажи имущества.

Введение и прекращение процедуры реструктуризации, переход в конкурсное производство

В отличие от процедуры наблюдения реструктуризация не является обязательной предпосылкой ликвидационной процедуры конкурсного производства, ее вводят по инициативе должника или кредиторов при наличии возможностей восстановления платежеспособности.

Выход из нее также не обязательно влечет конкурсное производство.

Отсутствие «безусловного» перехода из реструктуризации в конкурсное производство повлечет дополнительные временные и судебные издержки для обеих сторон.

Чтобы переход был возможен, рекомендуем изначально подавать заявление о банкротстве, а затем уже выяснять возможности должника по восстановлению платежеспособности и волю кредиторов на реструктуризацию.

Дополнительные опасения вызывает перечень оснований досрочного прекращения процедуры реструктуризации. Они установлены императивно и являются достаточно жесткими.

Например, если должник просрочит больше чем на 15 дней срок удовлетворения требований кредиторов, то процедура реструктуризации может быть досрочно прекращена.

Широкие возможности выхода из реструктуризации приведут к уменьшению интереса в ее введении со стороны и должников, и кредиторов.

Руководство должником при реструктуризации

За рубежом в реабилитационных процедурах стараются сохранить руководство должника, а внешнего менеджера назначать только в исключительных случаях. Такая логика понятна, добросовестный бизнес прямо заинтересован в сохранении и восстановлении производства, поэтому приложит максимум усилий, чтобы не упасть в банкротство.

  • В нашем законопроекте предусмотрены обязательное назначение антикризисного управляющего, крайне широкие возможности для отстранения руководства компании и обширный перечень ограничений и механизмов контроля за их деятельностью.
  • Содержание плана реструктуризации
  • План реструктуризации может быть подготовлен должником, кредиторами, антикризисным управляющим, представителем работников, участниками должника, третьими лицами, в том числе государственными органами. В нем должны содержаться:
  • · Обоснование возможности восстановления платежеспособности должника.
  • · Способы реструктуризации долга.
  • · Сведения об обязательствах должника.
  • · Расчет сумм кредиторов третьей очереди.
  • · Сведения о ликвидационной стоимости предмета залога.
  • Утверждение плана реструктуризации
  • План реструктуризации подлежит одобрению органами управления должника (общим собранием участников должника, советом директоров должника), если содержит сделки, требующие корпоративного одобрения, а также одобряется кредиторами, чьи права затрагивает.

Важно, что законопроект не предусматривает механизма cram down, то есть судебного принуждения кредиторов к введению процедуры реструктуризации в отношении должника. Наличие такого инструмента повысило бы количество реструктуризаций, что особенно актуально в условиях недоверия кредиторов к этой процедуре.

Эффект от новой процедуры

Для должника: реструктуризация может быть интересна должникам при несогласованности воли кредиторов относительно порядка погашения задолженности перед ними, в таком случае путем реструктуризации можно побудить их к диалогу и принятию решения.

Также реструктуризацию могут использовать, чтобы попытаться отсрочить несостоятельность, но думается, что такая практика будет пресекаться на этапе введения процедуры.

Скорее всего, при наличии возможностей восстановления платежеспособности должник будет искать пути внесудебной реструктуризации, которую законопроект не регулирует.

Для кредиторов: реструктуризация может быть интересна кредиторам, которые недостаточно доверяют должнику и настаивают на погашении обязательств под контролем суда и антикризисного управляющего.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Реструктуризация 2021 долгов ИП

Реструктуризация долга индивидуального предпринимателя — это одна из возможных процедур банкротства. При этом, долг частично погашается в срок до 3 лет. В период реструктуризации запрещено начислять штрафы и неустойки и отбирать имущество у должника. Если ИП рассчитается по долгам согласно плану, то избежит последствий банкротства и продажи имущества.

Что такое реструктуризация долга ИП

Реструктуризация долга — это изменение порядка, условий и срока выплаты. Процедура может проходить через банк или через суд.

Реструктуризация через банк

Если банк убедится, что финансовые проблемы заемщика носят временный характер и будут устранены в ближайшем будущем, он может согласиться на предоставление рассрочки и утвердит новый график платежей даже без привлечения суда.

При внебанкротной реструктуризации все вопросы нужно решать индивидуально с банком. Для этого составляется соглашение с новым графиком платежей, а заемщик может дополнительно получить отсрочку или рассрочку по выплатам.

Чтобы банк одобрил соглашение, нужно подтвердить наличие доходов или ликвидного имущества. Также может потребоваться установление залога на недвижимость или транспорт, чтобы банк снизил свои риски.

Реструктуризация через суд

Реструктуризацию можно потребовать через банкротство в суде. В банкротном деле реструктуризация может проводится по инициативе самого предпринимателя, управляющего или кредиторов.

Распродажа активов должника при реструктуризации не предусматривается.

Особенности судебной реструктуризации:

  • если суд, кредиторы и управляющий одобрят решение реструктурировать долги, они будут заморожены без начисления штрафных санкций;
  • план реструктуризации долгов ИП будет содержать график выплат, который нужно неукоснительно соблюдать;
  • если за время, определенное планом, предприниматель полностью погасит задолженность, его не признают банкротом, а имущество не реализуют.

Когда выгодно проводить судебную реструктуризацию

В большинстве ситуаций должник идет на банкротство, чтобы освободиться от долгов. Это оправданно при большой сумме просрочки, отсутствии имущества под реализацию, стабильного источника дохода. Если у должника есть имущество, которое нужно сохранить — подходит реструктуризация.

Реструктуризация долгов ИП будет эффективной, если:

  • ИП может обслуживать долговые обязательства, однако временно оказался в тяжелой финансовой ситуации (например, если по итогам 1-2 лет фиксировались большие убытки, однако у предприятия есть предпосылки для роста);
  • у предпринимателя есть ликвидное и дорогостоящее имущество, используемое для ведения бизнеса (его реализация может оказаться невыгодной, тем более что предпринимательская деятельность будет парализована);
  • предпринимателю не подходят последствия, возникающие после признания банкротом (например, будет введен запрет на занятие руководящих должностей в юридических лицах).

В каждом случае нужно индивидуально решать, какой вариант выгоднее – списание задолженности с реализацией имущества, либо восстановление платежеспособности гражданина при реструктуризации.

Как пройти реструктуризацию через суд

Чтобы добиться реструктуризации, необходимо обратиться с заявлением о банкротстве в арбитражный суд. ИП может подать на банкротство, если нет возможности погасить долги перед кредиторами и невозможно оплачивать обязательные платежи.

Чтобы реструктурировать долги, нужно:

  1. Предоставить план реструктуризации, описывающий условия выплат в пользу банков, МФО, других кредиторов.

    План можно составить самостоятельно, либо поручить это юристам. Лучше воспользоваться юридической поддержкой, чтобы учесть все нюансы дела, правильно рассчитать ежемесячные выплаты, собрать доказательства восстановления платежеспособности. План должен соблюдать баланс интересов всех сторона дела, иначе его никогда не утвердят.

  2. Представить доказательства и обоснование платежеспособности, так как кредиторы должны увидеть реальную возможность возврата денег.
  3. Подтвердить соответствие требованиям к должнику, указанным в ст. 213.13 Закона № 127-ФЗ:
    • подтверждение постоянного источника дохода;
    • на протяжении последних 5 лет ИП не должны признавать банкротом;
    • за предыдущие 8 лет не утверждался план по реструктуризации;
    • если нет непогашенной или неснятой судимости за экономические преступления;
    • отсутствие действующих наказаний по КоАП РФ за хищение, преднамеренное или фиктивное банкротство, повреждение имущества.

Перечисленные условия будут проверять кредиторы, суд, управляющий. Если данные об отсутствии банкротства или ранее проведенной реструктуризации проверит сам судья, то по остальным пунктам должник должен сам представить доказательства.

Например, справки об отсутствии судимости дают в информационных центрах МВД, через Госуслуги ли МФЦ. Срок получения справки составляет до 30 дней, поэтому нужно заранее просчитывать сроки для сбора документов и обращения в суд. С нашей помощью у вас не возникнет проблем при подготовке доказательств.

Постоянный доход может подтверждаться справками из ФНС, документами от работодателя (если ИП одновременно работает по трудовым договорам), отчетностью самозанятого. Ежемесячный доход будет сравниваться с графиком выплаты. Если доходов достаточно для соблюдения плана, шансы на его утверждения увеличиваются.

В обязанности должника входит уведомление кредиторов о судимостях, об административных и уголовных делах, о ранее принятых решениях по банкротству и реструктуризации.

Если впоследствии будет установлено, что предприниматель умышленно скрыл эти факты — реструктуризацию отменят и для погашения долга распродадут имущество с торгов.

Читайте также:  Коллекторы подали на банкротство, что делать в 2021?

Утверждение плана реструктуризации долгов ИП

Проект плана реструктуризации нужно подать не позже 10 дней с даты истечения срока, когда кредиторы могут предъявить свои требования. В плане нужно указать все обязательства, заявленные кредиторами.

Как рассматривают документы и принимают решение:

  • проект плана с документами направляется кредиторам, управляющему (в деле может быть два и более плана, содержащих разные условия выплат);
  • документы рассматриваются собранием кредиторов;
  • для рассмотрения плана судом управляющий готовит отчет о своей деятельности, протокол заседания кредиторов, информацию о финансовом положении предпринимателя;
  • арбитражный суд утвердит план только после погашения обязательств перед кредиторами из первой и второй очереди;
  • при необходимости, суд может вернуть план на доработку сроком до двух месяцев.

Если арбитраж утверждает план, должник будет обязан приступить к выплатам строго по графику. Если условия реструктуризации не будут выполняться, либо будут выявлены недостоверные сведения со стороны должника, суд вправе отменить свое решение. В этом случае начнутся процедуры по описи, оценке и реализации имущества, признанию предпринимателя банкротом.

Срок реструктуризации долгов ИП

Максимальный срок судебной реструктуризации — 3 года (36 месяцев)

Допускается указание в плане меньшего срока, если это соответствует интересам должника и кредиторов. График может предусматривать равные ежемесячные выплаты, дифференцированные платежи и предоставление отсрочек на первые месяцы.

Последствия реструктуризации долгов ИП

Последствия, возникающие после утверждения реструктуризации, описаны в статье 213.19 Закона № 127-ФЗ.

Важным преимуществом для должника является прекращение начисления штрафных санкций (неустойки, пени). Фактически, на 3 года реструктуризации долги замораживаются, поэтому предприниматель может планировать выходит из финансового кризиса.

Однако после выплаты по всем обязательствам, включенным в план, могут начислять проценты по учетной ставке ЦБ РФ. Такое решение может принять управляющий, если у должника достаточно средств для выплаты процентов.

5 лет после процедуры ИП должен сообщать о прохождении реструктуризации при получении кредита.

Дополнительные последствия реструктуризации ИП по решению суда включают:

  • прекращение взысканий через приставов или коллекторов по всем обязательствам, попавшим в план реструктуризации;
  • запрет на прекращение обязательств путем зачета (это допускается только в случаях, прямо указанных в плане);
  • обязанность уведомлять банки об изменении имущественного положения (основания для подачи такого уведомления указываются в плане).

Если какие-либо требования не указаны в плане реструктуризации, взыскание по ним может осуществляться только в рамках Закона о банкротстве. Например, это касается текущих обязательств, возникающих после подачи заявления на банкротство.

Неисполнение условий плана выплат, в том числе просрочка платежа, дает кредиторам право требовать отмены реструктуризации. Такие заявления суд рассматривает в заседании, с вызовом сторон и управляющего. После аннулирования плана повторно подать на реструктуризацию можно только через 8 лет (ст. 213.13 Закона № 127-ФЗ).

Чтобы использовать законное право и реструктурировать долги ИП, воспользуйтесь услугами наших юристов. Мы поможем собрать и подготовить документы для обращения в суд, разъясним нюансы законодательства и судебной практики. Звоните, мы проконсультируем по всем возникшим вопросам!

Спишем ваши долги через банкротство с гарантией

Наш юрист перезвонит через 40 секунд и проконсультирует. Это бесплатно

Наша команда

  • Артем Сакулин
  • Юрист департамента финансового анализа
  • Отвечает за сохранение имущества должника в процессе банкротства
  • Записаться на консультацию
  1. Роман Чулков
  2. Руководитель практики по банкротству крупнейших должников
  3. Проводит судебные процессы по банкротству
  4. Записаться на консультацию
  • Олег Калинкин
  • Cтарший юрист отдела банкротства физических лиц
  • Помогает пройти внесудебное банкротство
  • Записаться на консультацию
  1. Дмитрий Щепочкин
  2. Директор
  3. Анализирует крупные сделки должников перед банкротством
  4. Записаться на консультацию
  • Валентина Самойлова
  • Руководитель отдела по работе с клиентами
  • Защищает должников от претензий коллекторов и банков
  • Записаться на консультацию

Видео по банкротству физических лиц от Верховного Суда

План реструктуризации долгов индивидуального предпринимателя

Юридическая компания «Фурман и партнеры» оказывает правовые услуги по сопровождению банкротства физических лиц при реструктуризации долгов.

Данная помощь требуется предпринимателям, попавшим в трудную ситуацию в связи с пошатнувшимся финансовым положением, например, при потере бизнеса, внезапной болезни или иных обстоятельств.

В таком положении как правило теряется возможность погашения обязательств перед банками, налоговой, ЖКХ, другими кредиторами. Долги только увеличиваются, выхода из сложившейся ситуации не видно.

Возрастающее количество долгов индивидуальных предпринимателей обусловило необходимость принятия поправок в закон о банкротстве (ФЗ № 127) и с 1 октября 2015 года появились новые дополняющие положения о несостоятельности ИП, появилась официальная процедура реструктуризации долгов индивидуального предпринимателя, которая является обязательной для кредитов и помогает восстановить финансовое положение.

Юристы компании помогают утвердить план реструктуризации долгов гражданина предпринимателя, что в свою очередь дает уверенность в завтрашнем дне, прозрачность всех платежей, отсутствие роста долгов, надежную защиту от нападок и давления кредиторов.

Бесплатная консультация по банкротству

Начинаем работу с опроса должника/кредитора и со сбора документов, которые необходимы чтобы подготовить заявление о банкротстве ИП.

Нам важно чтобы у клиентов-должников было правильное понимание всех действий, процедур, этапов, поскольку главное для нас взаимопонимание и доверие на протяжении всей процедуры банкротства.

На консультации и при заключении договора юристы компании дадут самые полные инструкции по банкротству предпринимателя. Такая пошаговая инструкция, состоящая из ряда консультаций опытных юристов, позволит вам четко понимать весь ход работы и этапы банкротства.

Что такое реструктуризация долга ИП при банкротстве в Самаре

Реструктуризация долгов предпринимателя — реабилитационная процедура, в целях восстановления платежеспособности гражданина и погашения задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов.

Иными словами, после того, как арбитражным судом выносится определение о введении реструктуризации долгов гражданина все ваши долги «замораживаются», их состояние фиксируется в специальном документе. Сумма долгов по основному долгу, процентам и иным платежам разбивается на 36 равных платежей равным календарным месяцам.

Инициирование судебного процесса по банкротству физического лица возможно, когда долг гражданина превышает 500 000 рублей, а долговые обязательства не исполняются более 3 (трех) месяцев с положенной для погашения даты. Реструктуризация долга через банкротство возможно и при более меньших суммах.

Срок реструктуризации долгов ИП в Самаре

Действующее законодательство определяет четкий период времени, в течении которого гражданин вправе расплатиться по всем долгам на момент обращения в арбитражный суд, когда произошло введение реструктуризации долгов ИП с долгами. Срок реализации плана реструктуризации долгов гражданина не может быть более чем 3 (три) года (ст. 213.14 Закона о банкротстве).

Требования к должнику

Реструктуризация долга при банкротстве ИП с кредитами предусматривает утверждение плана, который в свою очередь должен содержать сведения о должнике. Так согласно положениям статьи 213.13 закона о банкротстве гражданин должен отвечать следующим требованиям:

• гражданин имеет постоянный источник дохода на дату представления плана • гражданин не имеет неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленного преступления или быть подвергнутым административному наказанию в сфере экономики

• гражданин не признавался банкротом в течение пяти лет, предшествующих представлению плана реструктуризации его долгов

• план реструктуризации долгов гражданина в отношении его задолженности не утверждался в течение восьми лет, предшествующих представлению этого плана

Реабилитация в банкротстве по-новому. Анализ процедуры реструктуризации долгов в рамках предложенных масштабных изменений в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

Не так давно Министерство экономического развития (далее — МЭР) подготовило законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (https://regulation.gov.ru/projects#npa=100272), который призван довольно радикально реформировать действующее законодательство о банкротстве.

Поначалу я не стал уделять особого внимания данному документу, поскольку законодательство о банкротстве очень динамично и о идеи у законодателя по реформированию банкротства возникают постоянно, однако не у всех законопроектов получается преодолеть всю законодательную дистанцию (особенно это касается законопроектов в части совершенствования реабилитационных процедур). 

Например, в части реформирования реабилитационных процедур в 2017 году был подготовлен законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части процедуры реструктуризации долгов в делах о банкротстве юридических лиц», однако он застопорился на втором чтении (https://sozd.duma.gov.ru/bill/239932-7).

Если кто помнит, был еще законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) в части регулирования вопросов применения процедур наблюдения и финансового оздоровления»: он также долго прорабатывался МЭР, но так и не был внесен в Госдуму.

Все же складывается впечатление, что в МЭР есть понимание нужности и важности реабилитационных процедур и необходимости реформирования законодательства о банкротстве в пользу фактической, а не декларативной продолжниковой направленности, но что-то или кто-то мешает довести начатое дело до конца.

И с учетом последних новостей о пандемии, наше государство форсирует принятие многих важных решений, в том числе связанных с принятием данного закона. Так, М.

Читайте также:  Банкротство ИП с долгами в 2021 году

 Мишустин дал поручение МЭР согласовать и внести в Правительство Российской Федерации проект федерального закона, вводящего процедуру реструктуризации долгов организаций (http://government.ru/orders/selection/401/39204/). Поэтому, возможно, этот законопроект ожидает совсем другая судьба, нежели остальные.

Многие предприниматели в настоящий момент оказались в кризисной ситуации по причине пандемии коронавируса, и даже если закон о моратории на банкротство будет введен, то мораторий в конечном счете не будет действовать на постоянной основе; рано или поздно мораторий закончится, и вместе с ним начнется бурный рост банкротств, в том числе и тех предприятий, которые были вполне платежеспособными до кризиса. В связи с этим на законопроект возлагаются большие надежды именно в части реабилитации.

Поскольку меня всегда очень интересовали вопросы реабилитационных процедур в банкротстве, то я решил проанализировать законопроект в части реформирования реабилитационных процедур и представить по ним свои соображения.

  1. Предлагается новая (и единственная) реабилитационная процедура – реструктуризация долгов.

На самом деле процедура не совсем новая, реструктуризацию долгов можно по праву назвать обновленным внешним управлением, которое избавилось от части своей закостенелости, мешавшей кредиторам и должнику договориться, и стало более гибким и user-friendly.

Предложение закрепить в законе только одну единственную реабилитационную процедуру лично я оцениваю положительно (если, конечно, не учитывать мировое соглашение).

С учетом того, что, как я уже написал выше, я воспринимаю реструтуризацию долгов обновленным внешним управлением, то получается, что из нашей жизни уходит финансовое оздоровление, что также является правильным решением.

Во-первых, эта процедура по природе своей неэффективна[1], а во-вторых, тот факт, что подобной процедуры нет в зарубежных юрисдикциях, говорит о том, что в ее регламентации просто нет необходимости, поскольку эти функции успешно может взять на себя мировое соглашение.

Вопросы к целесообразности существования наблюдения существуют давно, и я поддерживаю необходимость отмены данной процедуры.

Чем раньше можно будет согласовать план реструктуризации, тем раньше он начнет действовать и тем раньше кредиторы получат свои деньги. На практике я встречал немало случаев, когда злостные должники специально использовали процедуру наблюдения для затягивания банкротства и сохранения контроля над компанией (больше, чем на предусмотренные законом 7 месяцев).

  1. Как вводится реструктуризация долгов.

Реструктуризация долгов может быть введена по результатам рассмотрения как заявления о введении реструктуризации долгов, так и заявления о банкротстве.

При этом, исходя из анализа п. 6 ст. 48 Закона о банкротстве в новой редакции, реструктуризация долгов может быть введена, если представленные должником или иным лицом доказательства, не позволяют сделать вывод о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника.

То есть если заявитель не может доказать, что платежеспособность восстановить невозможно, то вводится реструктуризация долгов.

На мой взгляд, такой подход, когда по умолчанию (т.е. при недоказанности возможности или невозможности восстановления платежеспособности) вводится реструктуризация долгов может привести к существенному ущемлению прав кредиторов.

Любая реабилитационная процедура хороша только в том случае, когда она вводится обоснованно и для ее реализации есть предпосылки (проще говоря, когда еще есть что восстанавливать). В ином случае, это зря потраченное время и деньги.

А с учетом того, что некоторые должники могут пользоваться этой ситуацией для затягивания банкротства (это касается как злостных должников, так и тех, кто склонен выдавать желаемое за действительное), то подобная норма создает благоприятную почву для злоупотреблений.

  1. Управление должником в ходе реструктуризации долгов.

Законопроект устанавливает возможность выбора одного из четырех способов управления должником в ходе реструктуризации долгов:

  • сохранение полномочий по избранию и прекращению полномочий руководителя и иных органов управления должника за учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия;
  • возложение полномочий руководителя и иных органов управления должника на антикризисного управляющего;
  • переход полномочий по избранию и прекращению полномочий руководителя и иных органов управления должника к собранию кредиторов или комитету кредиторов;
  • образование двух единоличных исполнительных органов должника, один из которых избирается учредителями (участниками) должника, а другой собранием кредиторов, с распределением полномочий между ними в соответствии с планом реструктуризации долгов.

Само наличие такого большого выбора стоит оценить положительно. Здесь и возможность сохранения управления за учредителями (участниками) должника (debtor in possession), и классическая схема из внешнего управления с возложением полномочий руководителя на антикризисного управляющего, и полный переход управления кредиторам, и компромиссный вариант, который предусматривает наличие двух ЕИО.

Конечно, законодатель мог бы сделать этот перечень открытым, поскольку порой участники гражданского оборота очень креативно подходят к вопросу структурирования сделок, и, возможно, этих опций будет не хватать, но это скорее замечание на перспективу, а не на ближайшее время.

  1. Ограничения на совершение сделок.

Помимо этого, законопроект предусматривает ограничение на совершения сделок должником после введения реструктуризации долгов, но до утверждения плана (т.е. в период, когда должник и кредиторы еще не пришли к общему решению по порядку управления должником).

Должник не вправе без согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов совершать сделки или несколько взаимосвязанных сделок, в совершении которых у него имеется заинтересованность или которые:

  • связаны с отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату, предшествующую дате заключения сделки, либо недвижимого имущества должника;
  • влекут за собой выдачу займов (кредитов), выдачу поручительств и гарантий, а также учреждение доверительного управления имуществом должника.

Должник не вправе без согласия антикризисного управляющего совершать сделки или несколько взаимосвязанных сделок, которые:

  • влекут за собой увеличение кредиторской задолженности должника более чем на пять процентов суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов;
  • связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, за исключением реализации имущества должника, являющегося готовой продукцией (работами, услугами), производимой или реализуемой должником в процессе обычной хозяйственной деятельности;
  • влекут за собой уступку прав требований, перевод долга;
  • влекут за собой получение займов (кредитов).

Данные ограничения применяются по умолчанию в том случае, если планом реструктуризации не установлено иное.

Реструктурировать долги перед кредиторами будут по плану реструктуризации, который:

  • Может содержать особый порядок управления должником в ходе процедуры;
  • Должен содержать обоснование возможности восстановления платежеспособности должника, сохранения бизнеса должника и удовлетворения требований кредиторов;
  • Должен содержать одно или несколько реабилитационных мероприятия (жирным выделены мероприятия, которые ранее не были закреплены в законе о банкротстве):
  1. реорганизация должника;
  2. увеличение уставного капитала должника;
  3. продажа предприятия должника или части имущества должника;
  4. замещение активов должника;
  5. новация обязательств должника;
  6. прекращение обязательств должника путем предоставления отступного;
  7. конвертация требований в доли в уставном (складочном) капитале должника, обыкновенные или привилегированные акции, облигации, конвертируемые в акции, или иные ценные бумаги должника;
  8. изменение сроков, порядка и объема исполнения обязательств должника;
  9. прекращение залога, изменение условий договора залога, в том числе в части содержания и обеспечения его сохранности, пользования и распоряжения предметом залога, замены предмета залога, передачи прав и обязанностей по договору залога, перевода долга по обязательству, обеспеченному залогом;
  10. прощение долга и иные способы изменения или прекращения обязательств, предусмотренные федеральным законом;
  11. иные меры по восстановлению платежеспособности должника.
  • должен содержать сведения об обязательствах должника;
  • расчет суммы, которую кредиторы третьей очереди по требованиям, не обеспеченным залогом, могли бы получить при реализации имущества должника по ликвидационной стоимости в случае признания должника банкротом;
  • сведения о ликвидационной стоимости предмета залога.

Список мероприятий.

Расширение списка мероприятий в принципе не так критично, поскольку и действующий список в ст. 109 Закона о банкротстве является открытым. Поэтому ничто не мешает кредиторам и должнику самостоятельно придумать оригинальные мероприятия для восстановления платежеспособности/сохранения бизнеса.

Однако само закрепление в законе новых мероприятий, которые можно использовать в рамках процедуры очень правильная идея. Я полагаю, что именно благодаря им к юристам и арбитражным управляющим придет понимание о возможностях реабилитации.

  • Расчет суммы, которую могут получить необеспеченные кредиторы.
  • Весьма интересно, что в план должен быть включен расчет суммы, которую необеспеченные кредиторы могли бы получить при простой реализации имущества должника.
  • На мой взгляд эта информация будет очень полезной для кредиторов при оценке плана реструктуризации, особенно в той ситуации, когда планом предлагается выплата кредиторам не всей суммы их требований (например, 50% от долга или еще меньше).
  • Однако в сравнении с информацией о том сколько кредиторы получат после простой распродажи имущества должника, вариант с реструктуризацией будет очевидно привлекательнее.
  • Немного статистики.
Читайте также:  Законны ли совместные рейды ГИБДД и судебных приставов?

Имущество должника удается продать лишь с третьей или четвертой попытки и по заниженной на 60-70% стоимости[2]. То есть кредитор будет думать, что активов у должника на 1 миллион, но, согласно статистике, это имущество будет продано за 400 или 300 тыс. руб.

Процент удовлетворенных требований необеспеченных кредиторов третей очереди равен 3%[3]. То есть любой исход, который выше этой суммы уже можно считать успехом. Можно сказать, что это эффект низкого старта. Конечно, вряд ли кто-то из кредиторов согласится на 10% или 15% от первоначального долга, но хочется верить, что контрагенты могут обсуждать 50% или 40% от первоначального долга.

  1. Такой исход для необеспеченного кредитора будет очень хорошим результатом.
  2. Пример.
  3. В 2019 году в Великобритании на грани банкротства оказались два крупных глобальных ритейлера: Arcadia Group и Monsoon Accessorize.

Оба они смогли избежать банкротства. Arcadia Group заключила с кредиторами мировое соглашение, по которому арендаторам плата была уменьшена вплоть до 50% от первоначальной суммы[4].

А Monsoon Accessorize смогла договориться об уменьшении арендной ставки до 35% от первоначальной суммы[5].

Готов ли российский бизнес вести переговоры аналогичным образом?

  1. Утверждение плана реструктуризации.
  • Должник обязан предложить план реструктуризации долгов в течение четырех месяцев с даты введения реструктуризации долгов, иные лица (конкурсные кредиторы, уполномоченные органы, антикризисный управляющий, учредитель (участник) должника, представитель работников должника и другие) также могут представить свои варианты планов реструктуризации.
  • План реструктуризации считается согласованным кредиторами, если за него проголосует большинство от присутствующих на собрании кредиторов.
  • Планируемая реструктуризация.

Банкротство без реструктуризации: возможно ли и в каких случаях?

Данная стадия сопровождается составлением плана реструктуризации, который должен быть реализован в срок не более трех лет (п. 2 ст. 213.14 Закона о банкротстве).

Суть этой процедуры заключается в том, чтобы гражданин (или индивидуальный предприниматель) с помощью финансового управляющего смог рассчитаться по долгам, восстановив тем самым свою платежеспособность.

То есть, проще говоря, это последняя попытка уйти от статуса банкрота за счет экономии денежных средств, упорядочения расчетов с кредиторами, взыскания дебиторской задолженности должника (при наличии), оптимизации производства (для индивидуальных предпринимателей) под контролем финансового управляющего.

Стоит отметить, что введение процедуры реструктуризации долгов еще не означает, что должник признан банкротом. Ее введение является лишь судебным подтверждением того, что у гражданина имеются финансовые трудности.

Необходимо понимать, что эта стадия (в некоторых случаях) не является обязательной. Более того, в ряде процедур она просто не нужна.

Статистика последних лет применения реструктуризации показывает, что данная стадия остается непопулярной как у кредиторов, так и у должников, а одобренные собранием кредиторов и утвержденные арбитражным судом планы реструктуризации очень часто не исполняются.

В силу п. 8 ст. 213.

6 Закона о банкротстве по результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании гражданина банкротом, если гражданин не соответствует требованиям для утверждения плана реструктуризации долгов, установленным п. 1 ст. 213.

13 Закона о банкротстве, арбитражный суд вправе на основании ходатайства гражданина вынести решение о признании его банкротом и введении процедуры реализации имущества гражданина. К числу таких требований относятся:

  • наличие источника дохода на дату представления плана реструктуризации его долгов;
  • отсутствие неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленного преступления в сфере экономики, и до даты принятия заявления о признании гражданина банкротом истек срок, в течение которого гражданин считается подвергнутым административному наказанию за мелкое хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества либо за фиктивное или преднамеренное банкротство;
  • отсутствие судебных актов о банкротстве гражданина в течение пяти лет, предшествующих представлению плана реструктуризации его долгов;
  • если план реструктуризации долгов гражданина в отношении его задолженности не утверждался в течение восьми лет, предшествующих представлению этого плана.

Несоответствие должника хотя бы одному их этих четырех критериев является для суда прямым основанием для признания его несостоятельным (банкротом) и введения в отношении его процедуры реализации имущества гражданина, минуя реструктуризацию.

Также необходимо отметить, что наличие хоть какого-то источника дохода еще не является формальным соблюдением требований указанной выше статьи. Уровень доходов должен быть сопоставимым с имеющимися обязательствами.

При явной несоразмерности реструктуризация введена быть не может (Определение Верховного Суда РФ от 2 октября 2017 г. № 309-ЭС17-13517 по делу № А07-26772/2015, Определение Верховного Суда РФ от 26 июля 2017 г.

№ 309-ЭС17-9028 по делу № А76-32418/2015, Определение Верховного Суда РФ от 1 февраля 2017 г. № 309-ЭС16-19461 по делу А07-23495/2015).

Казалось бы, очевидное правило «не соответствуешь условиям – идешь в реализацию», но на практике ситуация неоднозначна.

Например, суды приходят к выводу, что согласно положениям п.1 ст. 213.6 при любых обстоятельствах процедура банкротства физических лиц должна начинаться с восстановительной процедуры, так как Закон о банкротстве устанавливает презумпцию введения процедуры реструктуризации долгов.

А невозможность представления плана реструктуризации долгов либо нецелесообразность (невозможность) его утверждения должна быть установлена в ходе процедуры реструктуризации с учетом мнения финансового управляющего, конкурсных кредиторов и должника (Постановление АС ЦО от 23.08.

2017 по делу № А14-2843/2016).

В некоторых случаях суды со ссылкой на п.8 ст.213.6 указывают, что введение процедуры реализации, минуя процедуру реструктуризации долгов, является правом, а не обязанностью суда (Постановление 19ААС от 25 апреля 2018 г. по делу № А14-18946/2017).

В Постановлении АС ЗСО от 21 ноября 2016 г. по делу № А27-8180/2016 суд, установив факт отсутствия источников дохода и какого-либо имущества, пришел к выводу о необходимости введения именно процедуры реструктуризации в целях возможного частичного погашения задолженности (должник может и должен предпринять все меры для трудоустройства и реструктуризации).

В ряде дел суды, установив факты отсутствия или недостаточности доходов должника, уклоняются от нормативной мотивации введения именно процедуры реструктуризации (Определение Верховного Суда РФ от 13.06.2017 г. № 302-ЭС17-6619 по делу № А10-3521/2016, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 мая 2016 г. по делу № А56-86429/2015).

Многие арбитражные управляющие считают, что реструктуризация долгов гражданина является своего рода «продолжением агонии расчетов с кредиторами» и неосознанным затягиванием процедуры банкротства.

И на то у них есть причины: абсолютное большинство «банкротных» процедур, которые начинаются со стадии реструктуризации долгов, все равно переходят в реализацию имущества гражданина, а значит являются тратой времени на безнадежные расчеты с кредиторами, когда уже можно было бы выявить, оценить и продать имущество должника.

Самым распространенным основанием ходатайства о введении реализации имущества является первое условие п. 1 ст. 213.13 Закона о банкротстве – отсутствие у должника источника дохода. Все прочие описанные в статье условия не имеют почвы для споров, если они есть, то реструктуризации быть не может.

Как уже было указано выше, доход необязательно должен отсутствовать как таковой. Допустимо, если он несоразмерно мал по отношению к задолженности. Однако в обоих случаях в суде могут возникнуть сложности.

  • В таком случае необходимо подкрепить ходатайство о введении процедуры реализации имущества гражданина расчетом и доказательствами отсутствия (или незначительности) дохода, а также сопоставить его с неисполненными обязательствами.
  • Также целесообразно вывести из произведенной калькуляции размер среднемесячного платежа, подлежащего уплате в случае введения реструктуризации на максимальный, трехлетний срок.
  • Например:
  • доход — 10 000 рублей;
  • общая задолженность – 1 500 000 рублей;
  • максимальный срок плана реструктуризации – 3 года, то есть 36 месяцев.

Отсюда размер ежемесячного платежа на погашение задолженности составит – 1 500 000 / 36 (3 года в месяцах) = 41 666,66 рублей.

Также не нужно забывать, что согласно ст. 446 ГПК РФ взыскание не может быть обращено на продукты питания и деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении.

Соответственно, из приведенного расчета ещё необходимо вычесть размер прожиточного минимума, предусмотренный для соответствующего региона (при его отсутствии – средний по РФ). А при наличии у должника на иждивении несовершеннолетних детей нужно дополнительно вычесть размер прожиточного минимума, предусмотренный для них.

Конечно же, все должно подкрепляться доказательствами (например, справкой из Центра занятости населения о том, что должник состоит на учете в категории ищущего работу, о получении пособия по безработице; свидетельством о рождении ребенка и т.п.).

Такой доскональный подход поможет суду более ясно увидеть объективную ситуацию и ввести нужную процедуру, тем самым сэкономив время и себе, и должнику, и кредиторам.

Совершенно очевидно, что введение реструктуризации долгов гражданина, в отсутствие источника дохода последнего или его явной несоразмерности долгам, нецелесообразно и служит затягиванием процедуры банкротства.

Учитывайте негативную судебную практику, заблаговременно представляйте доказательства нецелесообразности проведения реструктуризации, экономьте свое время и деньги.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *